Новости

Аукционный дом Artinvestment выставил на продажу картину «Автопортрет».

Санкт-петербургская художница Наталья Николаевна Земляная (1965) работает в авангардной манере, относящейся к направлению «петербургский структурализм». Представители этого направления продолжают традиции, заложенные в отечественном авангардном искусстве Казимиром Малевичем, Кузьмой Петровым-Водкиным, Михаилом Матюшиным и «аналитической школой» Павла Филонова.

Художников-структуралистов объединяет стремление к выявлению характерных структурных особенностей изображаемой реальности. Их искусство строится не на простом автоматизме ремесленников и не на интуитивной эмоциональности. Наталья Земляная и её единомышленники используют определенный подход к организации формы предмета в пространстве, и у каждого из авторов он будет своим.

Наталья Земляная в своих работах стремится к ансамблевой слаженности форм: они контролируют друг друга и реагируют на соответствующую цветовую поддержку. Это то, что называется «цветовым выводом», когда напряжение всей картины достигается благодаря появлению нового цвета, ритмическое же распределение колористических пятен на плоскости позволяет предельно обнажить цвет, дать ему небывалый акцент.

Художница бесконечно исследует пластическую и концептуальную структуру сил, обоюдное вхождение и взаимозависимую поддержку форм, избранными из коих стали квадрат и многоугольник, круг и крест, а также серповидная кривая, зигзагообразная и прямая линии. Все элементы работают на завязку их диалога, перетекания и органичность пребывания форм вне сюжетного контекста, провозглашая приоритет абстракции в чистом виде (Елена Чурилова).

Представленный на торгах «Автопортрет» Натальи Земляной находится на стыке абстрактного и фигуративного искусства. Автор не стремится к точному изображению реальности, к портретному сходству, художница анализирует и пропускает через себя натуру, трансформируя её в произведение искусства. Наталья Земляная пишет собственный портрет, ритмически распределяя цвет и геометрические формы на плоскости. Лицо условно поделено линией носа на две половины, каждая из которых несет свои характеристики — подобно тому, как в одном человеке могут сочетаться совершенно противоположные качества. В правой половине больше мягкости, плавности — в дугообразном контуре головы, в женственной линии губ и в смешанных, размытых цветовых переходах в близких на цветовом круге оттенках сиреневого и голубого с добавлением белого. В левой же части лица больше резкости и контраста: она составлена из разноцветных треугольников, четко отделенных друг от друга. Поддерживает резкость этой половины рисунок волос, составленный из отдельных вертикальных линий контрастных цветов. Но при этом есть и элементы, объединяющие обе половины: мягкая линия челки в резкой левой части и поперечные горизонтальные линии, заключающие весь портрет в подобие структурной решетки (Мария Онучина, AI).