Статьи

Людмила Вострецова, искусствовед, старший научный сотрудник (отдел графики) Русского музея. Со-творение

Известный ученый – физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский, размышляя о счастье человечества, вышел за рамки своей науки, положив начало новому направлению в философской антропологии. Он сформулировал закон заслуженного собеседника, когда воспитывается в каждом из нас доминанта на лицо другого человека.

Наталия Земляная принадлежит к поколению петербургских художников, которые продолжают развивать пластические традиции, уходящие корнями в искусство авангарда.

Эта тенденция ярко выражена в современной художественной жизни Петербурга. Каждое произведение художника – это текст, в котором чуткий и внимательный зритель способен считывать скрытые смыслы, прочитать этот текст в контексте мироощущения и миропонимания времени и эпохи.

Знакомство с творчеством Натальи Земляной происходит, на первый взгляд, легко. Эмоции льющегося из глубины композиций экспрессивного цвета захватывают мгновенно. Но мы воспринимаем лишь то, к чему готовы наши доминанты. «Бесценные области реального бытия проходят мимо наших неподготовленных глаз», - утверждает Ухтомский. « А ведь живопись обращается не только к зрению, она взывает к всему семейству чувств, к сердцу и уму, так что, пользуясь музыкальной аналогией, можно сказать, что картина исполняется всем человеческим существом, будь то художник или зритель», -пишет первый художественный критик творчества Земляной доктор искусствоведения Сергей Даниэль.

Работы 1990-х годов объединены темой «Цветоформы». Это отвлеченные композиции, связанные, прежде всего, с универсальными категориями: пространство космоса – пространство картины. В беспредметных композициях пространственные и ритмические отношения в композициях берет на себя цвет. В работах «Лабиринт», «Напряжение и равновесие», «Синий овал», «Желтый ромб» и других можно уловить отзвуки поисков и Василия Кандинского в области цвета, Казимира Малевича, разрабатывавшего в супрематизме идею первоэлементов, из которых складывается структура Вселенной – квадраты, круги, овалы, ромбы... От своего педагога Людмилы Куценко художница унаследовала интерес к структурным моментам в живописи. В многократно умноженных гранях лабиринта из фрагментов рождается понимание подвижной структуры.

В полотнах следующих десятилетий Земляная как будто расщепила ядро живописи, выпустив на свободу цвет, энергию цвета. Названия произведений художницы часто очень конкретны – «Лето», «Цветущие деревья», «Цветок», «Утро», «Желтое облако», «Город у моря»… Но это лишь камертон, помогающий зрителю настроиться на эмоциональную волну живописи. Локальные пятна и линии, строящие форму и пространство, приобретают самостоятельную ценность – звучность, фовистскую открытость или мерцание одного цвета сквозь другой. Художница охватывает пространство широко, как бы мгновенным взглядом, и видит основные направления и пропорции. Пропорции не в смысле количественной соразмерности, а в смысле ритма, создающего настроение. Может быть, от этого Земляная так любит большие форматы картин. Рациональное и эмоциональное начало находятся у нее в динамическом равновесии, и эмоция чаще преобладает. Эмоция существует как метод работы. Именно она управляет случайностями, которые возникают в пластических формах уже в момент соприкосновения кисти с холстом, преобразуя диссонансы и хаос мира, его противоречия и контрасты в некую новую гармонию.

Знания об искусстве прошлого не только воспитывают вкус, но и помогают найти собственный творческий путь. Так учили художницу ее наставники.

Наталия Земляная не стремится буквально подражать формам природы. Она преображает натурный материал, а создает своеобразный прообраз природы, основываясь на интуиции, на воображении. «Творчество упреждает преображение мира, в этом смысл искусства», говорил Николай Бердяев.

Если попытаться определить стилистику работ художницы, то первое, что представляется, это абстрактный экспрессионизм. В ее беспредметных композициях нет места случайности и хаотичности. Они выверены и основаны на равновесии цветных форм. Однако этот стиль начала ХХ века «отягощен» живописью цветного поля позднего периода творчества Марка Ротко.

Наталия часто обращается к изображениям цветов, растущих непосредственно на полянах, цветущим деревьям и кустам: «Белая роза», «Желтая роза», «Желтые кусты», «Цветущие деревья»…. Наверно, в классическом искусстве это назвали бы пейзажами, но и здесь художницу увлекают, прежде всего, эмоции, восторг перед живым цветущим миром. Она пытается уловить и отразить неразрывную связь между человеком и природой.

Трудно найти слова точнее, чем у Осипа Мандельштама:

«Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту –

Его запекшееся лето

Лиловым мозгом разогрето,

Расширенное в духоту».

И еще об одной особенности творчества художницы невозможно не сказать. Постоянный интерес она проявляет к теме музыки. Музыка в работах Земляной – это не тема, а передача самой музыки в цвете, линиях, ритме. Непосредственность сиюминутного впечатления здесь переключается на ритмы музыки. Как бы вторящие синкопам и сложному ритму джазовых композиций мазки строят волнующуюся, подвижную плоскость холста.

Состоялось уже несколько событий – музыкальных концертов – в течении которых

осуществлялся синтез музыки и живописи в «живом формате». Наталия Земляная во время концерта «со-творяла» картину. Эти импровизации- попытки синтеза музыкальных и художественных вибраций, синтеза, о котором в своё время много говорили и писали художники, музыканты и теоретики искусства, стоявшие у истоков русского авангарда: Василий Кандинский, Михаил Матюшин, Николай (Микалоюс) Чюрленис, Александр Скрябин. Любопытную запись оставил в дневнике художник Виктор Борисов-Мусатов : "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски... Я импровизирую... Мечты мои всегда впереди... Они мне создают целые симфонии... Мои помыслы - краски, мои краски - напевы..."

В Петербурге, где художники и зрители воспитаны на традициях пластической культуры русского авангарда творчество художницы востребовано, о чем говорят многочисленные выставки с ее участием.

В интервью художницы, опубликованном в этом году в петербургском журнале «Авансцена» № 3, на вопрос «В чем для Вас главная задача искусства?» Наталия Земляная ответила: «Здесь все просто для меня. Помогать людям взглянуть на мир другими глазами». Название выставки «СО-ТВОРЕНИЕ» приглашает зрителей сделать шаг навстречу художнику – стать его собеседниками и сотворцами.