Статьи

Людмила Вострецова, искусствовед, старший научный сотрудник (отдел графики) Русского музея. Пастели Наталии Земляной.

Наталия Земляная принадлежит к поколению петербургских художников, которые продолжают развивать пластические традиции, уходящие корнями в искусство авангарда. Эта тенденция ярко выражена в художественной жизни Петербурга.

В творчестве Наталии Земляной произведения, выполненные пастелью, занимают равноценное место наряду с живописью.

В конце ХХ века возродился активный интерес к искусству пастели. Всемирный Фонд Искусств организовывает ежегодные международные конкурсы "ПАСТЕЛИУМ | PASTELIUM" В Петербурге в 1999 году возникло Объединение художников, работающих в технике пастели. Ему предшествовал ряд выставок современной петербургской пастели в конце 1990х – начале 2000-х годов. Эти выставки организовывались в городских галереях и музеях: в Елагиноостровском дворце-музее, в Чайном домике в Летнем саду, в Музее городской скульптуры, в Музее истории Санкт-Петербурга (Особняке Румянцева и в Невской куртине Петропавловской крепости), в галерее «Борей-Арт»… Объединение с 2000 года входит в Международную ассоциацию национальных обществ пастелистов (IAPS). Выходит Международное издание "PASTELium in the WORLD». Можно назвать десятки имен петербургских художников разных поколений, работающих в технике пастели. Конечно, не все они являются членами Петербургского объединения художников-пастелистов, но техника пастели для них столь же привлекательна, как и живопись, рисунок или даже скульптура.

Годы учебы в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица (в те годы Высшее художественно-промышленное училище имени В.И.Мухиной) подарили встречу с такими замечательными мастерами как Людмила Куценко, Александр Зайцев, Станислав Мосевич. Во второй половине 1980-х Людмила Куценко образовала группу молодых художников «Параллель». Наряду с молодыми художниками на выставках этой группы участвовали Валентина Поварова и Мария Горохова.

С 1989 года Земляная принимала участие во всех выставках этого объединения. Художница высоко оценивает влияние Людмилы Куценко на становление ее самостоятельного пластического языка.

Возможно, один из самых важных постулатов педагога заключался в понятии, что искусство – не сколок с действительности. Главное и наиболее привлекательное в творчестве состоит в том, чтобы увидеть необычное в обычном. Учителя заложили умение находить в природе и использовать в своих работах новые принципы понимания пространства и формы. Заложили

главное – не останавливаться и не бояться искать.

Пастель по своей природе соединяет графику и живопись. Технические приемы работы пастелью разнообразны – можно работать линией или живописным пятном, можно втирать, вбивать это пятно в бумагу «на сухую» или размыть его мокрой кистью, достигая особой мягкости звучания цвета и размывая границы пятна. Все эти приемы знакомы Наталье Земляной и используются в работах, создавая особую бархатистую поверхность изображения.

Как и в живописных работах в листах пастели отсутствует повествовательная литературность. Они заговорили на собственном пластическом языке – живописные планы вместо рефлексов, контрасты живописных отношений, повышенная фактурность поверхности работы.

Самые ранние произведения, представленные на выставке, датируются началом 1990-х годов. Среди них несколько листов с названием «Лабиринт».

Земляная не упоминает среди своих непосредственных учителей Валентину Поварову. Но Поварова одновременно с Куценко преподавала на кафедре общей живописи. Обе художницы были единомышленницами и занимались проблемами цвета в пространстве. «Лабиринты» Наталии Земляной этого периода близки поискам Валентины Поваровой. Они перекликаются с ее работами сдержанным и ограниченным колоритом. Холодные, темные, порой глухие коричневые, зеленые, синие оттенки помогают работать с формой, найти изобразительные знаки, построить пространство, втягивающее взгляд в глубину листа – в глубину мироздания. «Лабиринты» сродни колодцам. Они построены на чередовании вертикальных и горизонтальных цветовых полос. Безусловно, композиции лабиринтов следует включить в круг поисков художницы, объединенных в 1990-е годы в цикл «Цветоформы». Это отвлеченные композиции, связанные прежде всего с универсальными категориями: пространство космоса – пространство картины. Особые свойства пастели позволяют наращивать красочный слой, накладывая один цвет на другой. При этом цвета просвечивают один сквозь другой, создавая особую бархатистую поверхность, своеобразное «sfumato”. В следующие десятилетия композиции с лабиринтами набирают цветность, образуются с помощью гибких струящихся линий. Пастель ХХ1 века в творчестве разных художников вообще звучит по-другому. Она более яркая. В композициях часто преобладают сочные линейные формы.

Появление темы лабиринтов в творчестве художницы неслучайно. В символической трактовке лабиринт означает космос и четыре стороны света. Он символизирует мир, вселенную, непостижимость, движение, вечность, бесконечную длительность и, наконец, бессмертие. Сергей Даниэль в статье о творчестве Земляной подчеркивает ее постоянное обращение к фигурам геометрического кода, которые означают единство жизни и смерти.

В интервью для журнала «Авансцена» Земляная говорит: «… человек творит, когда у него свободное чистое сознание. И для людей искусства это очень важно, поскольку люди искусства – особенные. […] С моей точки зрения, чистое сознание – самый важный инструмент в искусстве. Да, нужны еще и образование, и мастерство, и школа, и интеллектуальная духовная работа. Но всё это должно приводить к свободе сознания. Свобода сознания – это необходимое условие для того, чтобы человек что-то создал. Если он не обладает ею, то руководствуется исключительно своими знаниями, своими мыслями, своей заинтересованностью. Он себя отрезает от космического сознания, а для искусства это самое важное».

В работах 1990-х годов заложена еще одна важная составляющая синтаксиса языка художницы. От своего педагога – Людмилы Куценко она унаследовала интерес к структурным моментам в живописи. В многократно умноженных гранях лабиринтов из фрагментов рождается понимание подвижной структуры. В начале 1990-х в пастелях появляются композиции «Большие структуры». Земляная представляет структуру как конструкцию взаимосвязей и может вслед за Куценко повторить, что ее привлекает принцип ритмического распределения цвета на плоскости потому что «это дает возможность предельно обнажить цвет, дать ему крайнее напряжение. <…> заставить эти конструкции выразить в плоскости как бы большие многоцветные кристаллы».

«Я люблю пастель, - говорит художница, - за возможность быстро выразить эмоцию. Масло – процесс длительный, но его я тоже люблю. <…> Любая картина – это как бы цветок, растение: появляется росток, потом листья, потом цветы. Или плоды. В какой-то момент картина становится для художника живым существом. И она сама диктует художнику способ её завершения, сама подсказывает, что надо делать, а что не надо. Если я вижу, что картина не закончена, то продолжаю работать. Это процесс не бесконечный, конечно, но довольно длительный: что-то меняешь, углубляешь, совершенствуешь».

Структурная организация пространства произведения повлекла за собой

поиски ритма линий, ритма форм и цветовых пятен. В пастелях (как и в

живописи) 2000х годов существует цикл «Линии»: «Линии весны-1», «Бамбук и лотос», « Музыка», «Танец» и другие. В этих работах ритм образуют льющиеся линии, которые легко ассоциировать со звуками музыки.

Насколько важно и актуально понятие структуры в современном искусстве свидетельствует выставка «Структуры», которая была организована в Русском музее в 2017 году. В пресс-релизе к этой выставке говорится: « Экспозиция, призванная доказать актуальность искусства «чистой» формы, представляет модели или матрицы структур, наиболее распространенных в искусстве прошлого и нынешнего столетия и превратившихся в устойчивые пластические мотивы (решетка/сетка, кристалл, цепочка, спираль и т.п.).»

Павел Кондратьев рассуждал: « Из чего же складывается структура:

а) относительно выделенных и относительно неделимых элементов пластики;

б) взаимосвязей и взаимоотношений между этими элементами;

в) целостных свойств этих элементов, обусловленных доминирующим прибавочным элементом;

г) спектра различных состояний доминирующего прибавочного элемента;

д) единства сохранения и изменения доминирующего прибавочного элемента и всех других

элементов пластики в живописной вещи. (…) Специфичность этого закона для художника выражается в «отступлениях», «изменениях», деформации видимого мира.»

В 2018 году Наталия Земляная была награждена «Шапочкой мастера» - грамотой Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации, Академии художеств Российской Федерации и Администрации Санкт-Петербурга за продолжение развития традиций Петербургского структурализма.

Одну из своих выставок Земляная назвала «Нереальное реальное». Главной задачей искусства она считает «помогать людям взглянуть на мир другими глазами. Человек, пришедший на мою выставку, должен уйти с неё другим.»

Авансцена, 2021, № 3….

Людмила Куценко. Русский авангард. Новый взгляд. Спб. FRANS GALLRTE SPASE/ (б/д). Б/п.

Авансцена, 2001, № 3

П. Кондратьвв Ученик и учитель.

Авансцена, 2021, № 3