Статьи

Людмила Вострецова, искусствовед, старший научный сотрудник (отдел графики) Русского музея

Выставка Наталии Земляной «НЕРЕАЛЬНОЕ & РЕАЛЬНОЕ» дает возможность увидеть, как в творчестве современных художников разрабатывается пластическая идея– формула, которая рождается из непосредственных впечатлений от природы, создавая живописную гармонию в формах и цвете. Произведения Наталии Земляной - это не импровизация. В них все подчинено определенной системе. Поэтому, все, что кажется в них нереальным, на самом деле рождается из конкретных реальных впечатлений.

Наталия Земляная – член Союза художников России, Международной федерации художников IFA, Товарищества «Свободная культура». Она принадлежит к поколению петербургских художников, которые продолжают развивать пластические традиции, уходящие корнями в искусство авангарда.

Для выставки в галерее VNUTRI художница предлагает три блока работ: Цветоформы. Цветы. Ангелы. Эти темы постоянно присутствуют в ее творчестве.

Зритель встретится с работами интересного зрелого художника со своим видением мира, особым мироощущением. Для Наталии Земляной, как и для многих художников, работающих на рубеже ХХ – ХХI веков, характерно как уверенное владение языком искусства русского авангарда начала ХХ века, так и принципами новых пластических структур европейской живописи, развивавшихся в середине века, в которых важным моментом построения становится ритм. У самых радикальных современных идей есть источники в прошлом. Земляная разрабатывает систему идей, заложенных учителями – Людмилой Куценко, Александром Зайцевым. Именно это повлияло на выработку ее собственного живописного языка.

Цветоформы – самые отвлеченные композиции, связанные, прежде всего, с универсальными категориями: пространство космоса – пространство картины. Художники еще в начале ХХ века разделили живопись на абстрактную и беспредметную. Цветоформы – композиции беспредметные, в которых пространственные и ритмические отношения берет на себя цвет. В работах «Лабиринт», «Напряжение и равновесие», «Синий овал», «Желтый ромб», «Весна» и других, связанных с идей цветоформы, можно уловить отзвуки поисков и Василия Кандинского в области цвета, и Казимира Малевича, разрабатывавшего в супрематизме идею первоэлементов, из которых складывается структура Вселенной – квадраты, круги, овалы, ромбы... Живописная ткань композиций включает множество вариаций пластических элементов и порождает широкий ряд ассоциаций.

В блоке композиций «Цветы» художница часто балансирует между предметностью и абстракцией. Серия работ «Цветы» с одной стороны провоцирует найти в композициях натюрморты. В работах «Желтые тюльпаны в зеленой вазе», «Осенний букет», «Желтый букет», «Ночные синие анемоны», «Бутоны» очень сдержанно, скорее намеком, фиксируется плоскость, на которую помещены вазы с цветами. Пространство вокруг букетов превращено в цветовую среду. Сами цветы становятся своеобразными цветоформами – носителями «обнаженного» цвета, задающими ритм композициям. Локальные пятна, означающие, строящие форму, приобретают и самостоятельную ценность – звучность, фовистскую открытость или мерцание одного цвета сквозь другой.

Однако чаще Наталия обращается к изображениям цветов, растущих непосредственно на полянах. Наверно, в классическом искусстве это назвали бы пейзажами, но и здесь художницу увлекают, прежде всего, эмоции, восторг перед живым цветущим миром.

Ее мастерство проявляется в высокой степени обобщения эмоций, извлекаемых из действительности. Здесь, как и в букетах, невозможно разделить фон и цветовую среду, в которую погружены ландыши и тюльпаны, сирень и пионы. Это эмоциональное начало можно возвести к импрессионизму, но уже преобразованному, переосмысленному к концу ХХ века.

В 2019 году на выставке в Русском музее «Ангелы в искусстве ХХ-ХХ1 веков» была представлена работ

а Наталии Земляной. Обращение художников к вечным темам, сюжетам и образам является своеобразным поиском точки опоры в современном мире. Как и в других ее работах, Наталия уходит от повествовательности. Её занимает нравственный и этический идеал. Рассуждения о духовном начале в искусстве своими корнями уходят также во времена авангарда. Малевич ввел понятие «духовного пространства». Это круг мыслей, духовное общение с окружающими, что он читает, что за искусством он видит. Художница вновь обращается к универсальным категориям, но теперь не формальным, как в цветоформах, а к духовной глубине внутреннего мира человека. Это особенность ее творческого мышления. Своеобразная вибрация живописной поверхности, создаваемая пастелью, в мерцании которой, в сгущении проступают, являются фигуры ангелов, соединяющих небо и землю.

В интервью для журнала «Авансцена» (2021, № 3) художница на вопрос о главной задаче искусства ответила: «Помогать людям взглянуть на мир другими глазами. Человек, пришедший на мою выставку, должен уйти с неё другим».

Наталья Земляная участница многих групповых выставок, у нее более десяти выставок персональных. Но большинство работ, которые она показывает в галерее, зрители увидят впервые.